Мотоблок мтз 05 технические характеристики
Мотоблок МТЗ-05. Описание модели, особенности применения и видеообзоры
Описание
Мотоблок МТЗ-05 считается родоначальником всех последующих моделей, так как первым сошел с конвейера Минского завода. Годом начала выпуска считается 1978. В течении долгих 14 лет мотоблок выпускался практически неизменным. Относится агрегат к 0,1 тяговому классу, что позволяет его использовать на небольших территориях. Внешне представляет собой компактную модель с одной осью и двумя колесами. Мотор установлен одноцилиндровый с мощностью 5 л.с.
Сельскохозяйственный агрегат позволяет выполнять широкий перечень работ, таких как вспашка, окучивание корнеплодов, боронование грядок, покос травы, а также транспортировка грузов. Немалую роль играет и значительный вес мотоблока МТЗ-05, который составляет 135 кг. Машину легко можно переделать на транспортное средство с помощью которого осуществляется транспортировка грузов до 500 кг. Можно цеплять различное навесное оборудование, для использования которого присутствует вал отбора мощности.
Достоинством модели является возможность изменения ширины колеи, благодаря чему можно культивировать различные культуры. Конструкция МТЗ-05 не имеет рамы, а в качестве основы используется скрепленные части трансмиссии. Несмотря на то, что устройство давно не производится, на вторичном рынке оно пользуется популярностью и эксплуатируется до сих пор. Более удачной и модернизированной версией является мотоблок Беларус МТЗ 09Н, которые имеет улучшенные технические характеристики.
Трансмиссия имеет 4 скорости вперед и 2 назад, позволяя развивать мотоблоку скорость до 9 км/ч. Расход топлива составляет 0,35 л, что при объеме топливного бака в 5 л дает возможность долгое время не дозаправляться.
Технические характеристики
Наименование | Значение |
Колея мотоблока | Регулируемая (450,600,700) мм |
Дорожный просвет | 300 мм |
Наименьший радиус поворота при колее 450мм | 1 м |
Масса мотоблока (конструктивная) | 135 кг |
Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок | 30 кг |
Наибольшая масса буксируемого полуприцепа с грузом | 650 кг |
Глубина преодолеваемого брода | 0.3 м |
Пределы температур при которых может эксплуатироваться мотоблок | -10-+30°С |
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения |
Марка | УД-15 |
Коробка передач | Механическая, ступенчатая с постоянным зацеплением шестерен |
Число передач: вперед назад | 4 2 |
Ходовая система | Колеса на пневматических шинах |
Размер шин | 150х330 мм |
Особенности использования мотоблока Беларусь МТЗ-05
Перед началом эксплуатации необходимо провести обкатку двигателя для того, чтобы детали приработались и смазка проникла во все необходимые места. Мотоблок МТЗ-05 необходимо содержать в чистоте и регулярно проводить техническое обслуживание. Смазка мотоблока проводится по таблице, приведенной в инструкции.
Подробно с инструкцией по обслуживанию можно ознакомиться по ссылке.
Детально изучить инструкцию по эксплуатации и ремонту двигателя можно тут.
Двигатель
В мотоблоке Беларусь МТЗ-05 могут устанавливаться малолитражные двигателя УД-15, УД-25 и их модификации. Моторы подобного типа спроектированы на основе модели МЕМЗ-966 «Запорожца». УД-15 является одноцилиндровым мотором, а УД-25 выпускается с двумя цилиндрами. В зависимости от выпускаемой комплектации двигателя могут иметь различные названия УД-15Г, УД-25Г, УД-25С.
На мотоблок можно устанавливать японские двигатели Хонда и Лифан, а также китайские Lianlong, которые отлично подходят по техническим характеристикам. Разница характеризуется качеством сборки и количеством моточасов, которые заложены для работы каждого мотора. Особенно выделяют показатели от производителя Хонда.
В качестве топлива подходит бензин с любым октановым числом, главное, чтобы он был чистым и без примесей. В качестве смазывающего вещества подойдет сезонное масло SAE 30. В качестве альтернативы можно приобрести 5w30 или 10w30. В зимнее время желательно использовать специальное синтетическое масло марки 0w40.
Регулировка клапанов
Проводит проверку зазора между клапанами также нужно регулярно, так после некоторого периода зазор может увеличиться, а это приводит к неравномерной работе двигателя и возникновению недостаточной мощности. Оптимальным считается зазор от 0,1 до 0,15 мм.
Для того, чтобы выполнить регулировку, необходимо придерживаться следующих действий:
- Разобрать кожух и снять масляную ванну;
- При помощи отвертки ослабляйте гайку, после чего вставляете лезвие и осуществляете поджимание;
- Ориентируясь на лезвие, потихоньку подтягивайте гайку;
- Таким образом, производится регулировка до тех пор, пока не ликвидируется свободное движение клапана. Проверьте плотность;
- Поставить назад масляную ванну и кожух.
Регулировка карбюратора
Если мотоблок не поддерживает набранные обороты, то это свидетельствует о необходимости произведения манипуляций по регулированию. Обычно, регулировку проводят перед работами в начале сезона. После длительного простоя техника нуждается в тщательном обслуживании, а также после того, как агрегат использовался на максимальной мощности продолжительное время. Предварительно прогрейте мотор и приступайте к регулировке карбюратора:
- Полностью вкрутить винты малого и максимального газа, а потом ослабить на полтора оборота.
- Запустить двигатель и оставить на 10 минут.
- Установить рычаг контроля силовой установки на минимальное деление. Следить, чтобы мотор не заглох.
- На холостом ходу отрегулировать работу с помощью винта дроссельной заслонки.
- Проконтролировать затягивание винта, где при чрезмерном усилии смесь обогащается, а при ослаблении увеличивается количество воздуха.
Винт малого газа позволяет отрегулировать максимальные обороты на холостом ходу. Точно также регулируйте и на малых оборотах. Применение различных вариантов, позволяет определить угол при котором заслонка закрыта.
Рычаг перевести в положение «газ». Проследить за работой двигателя, если также нестабильна, то регулировать винт до идеального состояния. Но важно знать, что больше количество оборотов не должно превышать 2,5.
Сцепление
Особое внимание уделяется сцеплению, так как оно играет важную роль при работе двигателя. Настройка требует внимания и терпения. Выделяют такие неисправности, которые требуют ремонта:
- Рычаг полностью выжат, а мотоблок делает попытки совершить движение. Попробуйте закрутить винт регулировки.
- Если рычаг опущен, а мотоблок пробуксовывает, то отрегулируйте степень затяжки регулировочного винта.
Устройство КПП
Для того, чтобы избежать поломок КПП, необходимо следить за качеством заливаемого масла и регулярно производить его замену. Это делается для того, чтобы предотвратить заклинивание коробки передач, которое может появиться из-за смазки плохого качества. Лучше всего заливать трансмиссионные смазочные материалы.
Масло меняется каждые 100 часов, но при интенсивной нагрузке через 50 часов.
Перед каждым использованием мотоблока, обязательно следует проверить уровень масла. Как правило, для измерения уровня используется щуп, который сухим опускается в бачок. А после извлечения принимается решение о необходимости доливания.
Видео обзор мотоблока Беларусь МТЗ-05
Ниже представлен видео обзор на мотоблок Беларусь МТЗ-05
Отзывы владельцев мотоблока Беларусь МТЗ-05
Мотоблок МТЗ-05 спустя годы после завершения выпуска последней модели, все равно получает положительные отзывы от своих владельцев, потому что отличается простотой конструкции, которая легко поддается ремонту.
Михаил:
Достался агрегат в наследство, но работает отлично, несмотря на свои годы. Мы его ремонтировали, заменяли некоторые части, даже движок поставили Лифан добиваясь эффективности в работе. Отличный агрегат, адаптированный под российские условия. Очень довольны тем, что запчасти дешевые и всегда можно найти нужную деталь.
Обзор мотоблока Беларус МТЗ-05. Устройство, характеристики, отзывы
Содержание
Описание
Эта модель пользовалась большой популярностью в советское время, и остается популярной до сих пор. Выпускалась она с 1978 по 1992 год, и применялась для подготовки почвы под посев, культивации сельскохозяйственных культур, уборки сорняков и перевоза различных грузов.
Особенность мотоблока МТЗ-05
- Мотоблок работает при помощи одной оси. МТЗ-05 был разработан в качестве альтернативы полноценным тракторам, если нет необходимости в проведении работ на больших площадях. Он спокойно может транспортировать грузы весом до полутоны.
- Беларус-05 имеет вал отбора мощности, который может вращаться со скоростью до 1000 оборотов за минуту.
- Вес конструкции составляет 135 кг.
- Хорошо себя зарекомендовал во время работы с различным навесным оборудованием: культиваторами, плугами, прицепами, косилками, окучниками и боронами.
- Управление происходит благодаря удобной поворотной рулевой колодке. Все рычаги управления расположены на руле, что делает его максимально удобным в управлении.
- Размер колеи регулируется, и может быть 425, 600 или 800 мм.
- На мотоблоке МТЗ-05 располагается одноцилиндровый четырехтактный двигатель, мощностью 5 лошадиных сил.
Некоторые модели МТЗ оснащались в стандартном варианте двухцилиндровым двигателем мощностью 8 лошадиных сил.
Характеристики
Наименование | Значение |
Колея мотоблока | Регулируемая (450,600,700) мм |
Дорожный просвет | 300 мм |
Наименьший радиус поворота при колее 450мм | 1 м |
Масса мотоблока (конструктивная) | 135 кг |
Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок | 30 кг |
Наибольшая масса буксируемого полуприцепа с грузом | 650 кг |
Глубина преодолеваемого брода | 0.3 м |
Пределы температур при которых может эксплуатироваться мотоблок | -10-+30°С |
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения |
Марка | УД-15 |
Коробка передач | Механическая, ступенчатая с постоянным зацеплением шестерен |
Число передач: вперед назад | 4 2 |
Ходовая система | Колеса на пневматических шинах |
Размер шин | 150х330 мм |
Устройство
Мотоблок МТЗ-05 был разработан почти 50 лет назад. С тех пор технологии далеко шагнули вперед. Несмотря на то, что этот Беларус практичен, иногда может возникнуть желание заменить мотор. В этом случае особых проблем возникнуть не должно
Двигатель
На рынке есть большое количество моторов различных производителей и мощности. Самые простые китайские моторы, по качеству они равносильны российским, но цена на них ниже. Один из них – Lianlong. Он сертифицирован на соответствие всем европейским стандартам качествам и отличается высоким качеством.
Но японским Lifan и Honda он явно уступает по моточасам работы. Производители страны восходящего солнца считаются лучшими в этом деле.
При выборе мотора следует обратить внимание на следующие характеристики:
- количество цилиндров;
- мощность;
- максимальная скорость;
- ремонтопригодность.
В итоге необходимо найти идеально соотношение в разрезе цены и качества.
Клапаны
При длительных или больших нагрузках на мотоблоке МТЗ-05 происходит сдвиг клапанов. Вследствие этого происходит изменение количества поступаемого топлива, и Беларус-05 начинает работать неправильно.
В нормальном состоянии зазор на клапанах должен составлять от 0,1 до 0,15 мм.
Если зазор увеличен, то появляется специфический шум от двигателя, и в него не поступает необходимое количество горючего.
Если появились сомнения по этому поводу, то следует сразу же их проверить. При помощи тонкого лезвия, толщиной от 0,1 до 0,15 мм, можно отрегулировать положение клапанов:
- Приоткуритите немного гайку;
- Подложите под нее лезвие и гайку верните в исходное положение;
- Несколько раз прокрутите маховик;
- Клапан должен свободно работать, но при этом не допускается появление зазора;
- Если появляется зазор или маховик не вращается, произведите настройку повторно.
Карбюратор
Если мотоблок МТЗ выдает нестабильные обороты двигателя, то следует настроить работу карбюратора. Рекомендуется проводить эти работы перед началом посевных работ, когда техника длительно время находилась без эксплуатации.
Регулировка карбюратора:
- Болты, которые регулируют минимальное и максимальное количество газа полностью вкрутите и затем открутите на пол оборота;
- Затем переведите рычаг управления силовой установки в минимальное положение, при этом работа мотора не должна останавливаться;
- Регулирующий дроссель винт поможет настроить обороты на холостом ходу, чтобы двигатель работал правильно без посторонних шумов;
- При помощи винтов следует правильно настроить количество поступаемого топлива. Если его закручивать, то оно уменьшается, если его ослабить, то поступление горючего увеличивается.
Чтобы проверить, правильно ли был настроен карбюратор на мотоблоке МТЗ-05 следует дать поработать двигателю, и затем достать свечу зажигания. Если она чистая без посторонних примесей, то это говорит о правильной настройке.
Важно! Перед началом регулировки всегда следует прогревать двигатель мотоблока.
Если на свече появляется нагар, то здесь причина может быть как в карбюраторе, так и в более серьезных поломках.
Сцепление
Важным элементом при ходе двигателя является сцепление. Поэтому следует знать, как его правильно настроить.
Два варианта неисправности сцепления:
- При полностью выжатом рычаге МТЗ-05 пытается двигаться. Это значит, что его ведет. При такой ситуации следует немного закрутить регулировочный винт.
- При опущенном сцеплении мотоблок буксует, то есть он либо не выдает необходимую мощность, либо вовсе стоит. В таком случае следует немного затянуть регулировочный винт.
Видео обзор точной регулировки сцепления на мотоблоке МТЗ-05
Коробка переключения передач на мотоблоке МТЗ-05 имеет 6 ступеней: 4 для езды вперед и 2 для передвижения назад.
Ниже приведена максимальная скорость на каждой передаче вперед:
- I ступень – 2,15 км/ч;
- II ступень – 3,8 км/ч;
- III ступень – 5,35 км/ч;
- IV ступень – 9,6 км/ч.
Максимальная скорость КПП при езде задом:
- I ступень – 2,5 км/ч;
- II ступень – 4,46 км/ч.
Видео обзор устройства коробки передач на мотоблок МТЗ-05
Ремонт КПП
Когда работа коробки сопровождается шумом в редукторе то это является признаком недостачи или неправильного выбора масла. Если его нет, то необходимо добавить в карбюратор, есть, попробуйте слить старое масло и залить новое в соответствие с рекомендацией инструкции по применению.
Если шумы остались, значит вышли из строя шестерни. В случае, если их вовремя не заменить, то последствия могут быть еще хуже. Необходимо периодически проверять работоспособность КПП и проводить профилактический ремонт.
Электростартер
Многие обладатели МТЗ-05 ставят на него электростартер взамен заводского. Это позволяет сделать процесс приведения двигателя в работу намного проще. Поскольку при минусовых температурах он зачастую отказывается заводиться.
Для того, чтобы заменить электростартер изначально нужно поставить аккумулятор, поскольку без него электростартер не заработает.
Еще одним важным дополнением к МТЗ считается фара. Она позволяет проводить работы и в сумерках. В стандартной комплектации ее нет, но зато с аккумулятором она прекрасно работает.
Обзор мотоблока МТЗ-05 с фарой и электростартером
Инструкция по эксплуатации
Сейчас мотоблок МТЗ-05 не производится, но все еще широко применяется в сельском хозяйстве. И вопрос касательно инструкции по эксплуатации стоит остро, поскольку найти ее в бумажном варианте практически невозможно.
У нас вы можете скачать ее по следующей ссылке Инструкция по эксплуатации мотоблока МТЗ-05
Основные правила эксплуатации
- Если Вы приобрели новый мотоблок МТЗ-05, который до этого не был в эксплуатации, то обязательно проведите его обкатку. Она подразумевает работу Беларуса в щадящем режиме, для того, чтобы детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
- Необходимо регулярно следить за состоянием деталей мотоблока: трансмиссии, ходовых соединений, руля. После проведения работ следует удалить оставшийся грунт и другие посторонние предметы. Оберегайте МТЗ-05 от попадания атмосферных осадков.
- Необходимо периодически смазывать маслом все системы мотоблока: картер, воздушные фильтры, шейку коленчатого вала, ось рычажка прерывателя магнето. В зимний период года рекомендуется использовать масло М-8Г2 или М-8В2, а летом М-10Г2 или М-10В2. Оси рычагов управления следует смазывать обычными смазками Литолом-24 или Солидолом. Все масла должны изготавливаться согласно требований соответствующих ГОСТов, поскольку в советское время ко всем были единые требования.
- После того, как Вы включили Беларуса, необходимо плавно поднять пусковую педаль, не допускается работа двигателя с педалью в нижнем положении.
- Переключаться на задний ход и обратно следует только после того, как Беларус-05 был полностью остановлен. В противном случае произойдет разрыв шестерней.
- При езде задним ходом следует крепко держать штангу управления в руках, и проводить повороты плавно.
- Если Вы не используете вал отбора мощности, то его следует выключить.
- При агрегации навесного оборудования шкворень должен быть надежно установлен до чеки в сцепку. Категорически запрещено работать с незакрепленным шкворнем.
Видео обзоры
Найти исправный МТЗ-05 сейчас тяжело, поэтому часто приходится его восстанавливать. Это могут быть неисправности с КПП или сцеплением, вот как происходит процесс реставрации.
Обзор реставрации мотоблока МТЗ-05
Обзор фрезеровки почвы Беларусом-05
Обзор вспашки мотоблоком МТЗ-05 с обратным плугом
Отзывы владельцев
Темра:
«На своем МТЗ-05 я перевез огромное количество всего. Начиная от мусора и заканчивая бревнами по 3,5 метра на строительство бани. Грузил чуть больше 0,5 куба сырого леса. Насчет проходимости он как вездеход, учитывая его вес, но правда зимой дело обстоит похуже. Двигатель УД-15 легче, так что придется больше грузить на перед, чтобы хоть как-то прижать сам мотоблок к земле. Скорость у него небольшая. У моего 6-7 км/ч за счет больших колес. Сейчас активно работаю со следующими навесками: плуг, борона, окучник и фреза, ну и само собой разумеется — телега.»
Николай:
«Ну вот, наконец-то состоялось мое знакомство с данной техникой. Вывез из огорода всю траву, хорошо дни теплые и сухие стоят. Впечатления в принципе положительные. Заезжал на нем в огород, идет, не проваливается. Очень спасает блокировка колес. Прицеп сильно не перегружал, чтобы вылезти из огорода. Возил часа три, огород-то 30 соток, лето дождливое, травы много. Бензина ушло литра 2,5. Заливал 5л, почти половина бака осталось. Не обошлось и без первых поломок — заменил свечу, поставил А11, стояла А20, порвался тросик сцепления, закрепил болтом с гайкой. Насчет скорости, на 4 передаче своих 10 км/час мотоблок берет. Скорости включаются нормально, только привыкнуть надо. Вот уже одна проблема решена. Исходя из первых впечатлений, думаю мотоблок своих денег стоит, даже если ему и 20 лет. У нас в деревне самоделки бегают, так у них редуктора есть 60-х годов, им сноса нет»
Мотоблоки «Беларус» МТЗ-05: описание модели, технические характеристики
Давно хотел написать про мой первый мотоблок «Беларус» МТЗ-05. Стоит отметить, что с этой модели берёт начало линейка почвообрабатывающей техники «Минского тракторного завода».
Конструкторы при разработке аппарата использовали материально-техническую базу производства лёгкого колёсного трактора. Хотя выпуск «ноль пятого» давно прекращён, на вторичном рынке ещё можно найти много машин этой серии.
Область применения
МТЗ-05 имеет богатую историю. К его разработке приступили в 1978 г. Но только в 1985 году с конвейера сошёл первый серийный экземпляр. Одноосный мотоблок необходим был для облегчения физического труда фермеров, обрабатывающих земельные наделы площадью до 1 га.
Самоходная машина относится к тяговому классу 0,1, её задействуют при обработке твёрдых почв (в том числе и целинных), транспортных работах, коммунальных хозяйствах.
В аграрной сфере мотоблок применяют при вспашке, культивировании, окучивании. Машина может выполнять посадку и уборку овощных культур. Расширение возможных агротехнических мероприятий осуществляют за счёт применения навесных почвообрабатывающих орудий.
Для перемещения грузов мотоблок агрегируют с прицепами. Грузоподъёмность такого тандема составляет 500 кг. Машину применяют и при уборке территории. Для очистки от снега используют отвал или роторный снегоуборщик, а от мелкого мусора — вращающиеся щётки.